Генная терапия уже показала себя достаточно эффективным и безопасным методом лечения многих заболеваний, но пока остается малодоступной для широкого применения во врачебной практике. На симпозиуме «Генная терапия», который прошел 28 апреля в рамках саммита «Большие вызовы для государства, общества и науки», ученые обсудили проблемы, стоящие перед научным сообществом в этой области.
Модератор симпозиума Александр Карабельский, руководитель направления «Генная терапия» Университета «Сириус», сделал краткий обзор методов и технологий, применяемых в этой области. Он отметил, что генная терапия хорошо работает при лечении моногенных заболеваний, которые наследуются по аутосомно-рецессивному типу. В таких случаях может проводиться заместительная терапия, когда здоровый ген доставляется в нужную ткань. Мы можем заниматься редактированием генов, контролировать экспрессию с помощью разных подходов, а также заниматься рекомбинацией генов.
«Но как применять генную терапию при заболеваниях с другим типом наследования пока не очень понятно», - признался А.В. Карабельский.
Проблемным является и производство генотерапевтических лекарств для широкого применения. Выбор векторов вирусов для генной терапии зависит непосредственно от ее цели, универсального вектора не существует: «Один ген – один продукт». Поэтому каждый раз требуется полный, а значит и более ресурсозатратный, цикл разработки лекарств: от идеи до выпуска, - подчеркнул Александр Карабельский.
Павел Гершович, директор департамента разработки генотерапевтических препаратов BIOCAD, рассказал про перспективы использования векторов на основе AAV в терапевтических целях. В своем выступлении он тоже отметил высокую стоимость производства генотерапевтических препаратов.
«Zolgensma – препарат, ставший настоящим научным прорывом, – помогает лечить спинальную мышечную атрофию», – сообщил Гершович.
«Препарат высоко востребован во всем мире, но малодоступен, – его стоимость приближается к 2,2 миллионам долларов США. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом, и нам в России тоже нужно разрабатывать свои генотерапевтические препараты», - считает эксперт.
Павел Гершович упомянул и о проблеме ограниченной емкости вектора (емкости для внутриклеточной доставки действующего вещества лекарства).
Эта проблема была подробно раскрыта в докладе Марьяны Бардиной, научного сотрудника Института биологии гена РАН и Marlin Biotech. Она рассказала о создании и тестировании вирусных препаратов генной терапии для наследственных заболеваний.