01 НОября 2019
Думай как инвестор. Эксперт по венчурному рынку — молодым ученым и инженерам
О том, как привлечь финансирование, работать с корпорациями, частными инвесторами и институтами развития, чтобы превратить научную идею в рыночный продукт, рассказал на Саммите в «Сириусе» Алексей Филимонов, исполнительный директор и член правления Ассоциации брокеров инноваций и технологий (АБИТ).
На современном рынке множество инструментов и лиц (как юридических, так и физических), с помощью которых можно привлекать финансирование в проект. Однако всегда нужно соизмерять стадию развития стартапа, размер запрашиваемой поддержки и свои обязательства перед инвесторами. В процессе развития компании растет команда и ее стоимость, меняется средний чек и тип инвестора.

За рубежом (в США, Европе) принято привлекать финансирование 6−7 раз, говорит эксперт. Это стандартная практика, которой лучше придерживаться. Выгоднее и безопаснее развиваться поэтапно, на каждой стадии корректируя стратегию и инструменты.
Но, несмотря на большое количество раундов финансирования, не отказывайтесь полностью от своей доли в стартапе. В среднем в странах с продвинутой венчурной системой доля основателя колеблется на уровне около 15−18%. Больше — не устраивает инвесторов, меньше — демотивирует самого создателя компании.

К инвестору, будь это венчурный фонд или бизнес-ангел, приходят по тысяче проектов в день, поэтому в первую очередь тот ищет причину вам отказать. И только если инвестор ее не находит, начинаются переговоры.

Существуют две распространенные стратегии бизнес-ангелов. У одних может быть по 6−7 проектов в портфеле — и с каждым они могут вести точечную работу, делиться опытом, консультировать и «вытягивать». Другие же стараются максимально дифференцировать инвестиции, вкладываясь в 50−60 стартапов. Трудно сказать, в каком случае инвестор получает на выходе больше, но для стартапа, особенно на ранней стадии, очень важна поддержка ментора.
«Инвестируй в радиусе 50 километров от себя», — подчеркивает эксперт, ссылаясь на профессиональный девиз бизнес-ангелов. Это значит, что инвестор хочет всегда владеть ситуацией: иметь возможность приехать в ваш офис на помощь или нагрянуть с проверкой. Поэтому, будучи российским стартапом, вам проще искать финансирование в России, а за рубежом вы, вероятно, зря потратите время.

Главная цель инвестора — увеличить свои вложения в проект в течение пяти лет минимум в 10 раз. Получив меньше, он не сможет окупить потери на стартапах, которые не «выстрелили». И если вы не располагаете такими блестящими перспективами и акцентируете внимание на своей надежности, планируете принести меньше выгоды, но зато наверняка, — инвестор откажет.

Те же 10 «икс» диктуют размер рынка для вашего стартапа. Рынок должен быть большим. По крайней мере, несоизмеримо больше, чем десятикратно увеличенная сумма, которую вы просите у инвестора. Если рынок маленький, то, как бы вы ни старались, перепрыгнуть выше головы не сможете.
По данным Venture Barometer, наиболее перспективные для инвестирования ниши включают искусственный интеллект, финтех, фудтех, интернет вещей, маркетплейсы, облачные сервисы, медицину, большие данные, игры. Тем не менее, ваша принадлежность к одному из этих направлений — ничто, если продукт не соответствует выбранной области по технологичности. «Есть данные, что 70% стартапов на основе искусственного интеллекта делают работу руками», — вздыхает Алексей Филимонов.

Еще один важный аспект — договориться о выходе инвестора из проекта. И решить этот вопрос необходимо до того, как он туда войдет. Нужно определить время выхода проекта на точку безубыточности и условия, на которых вы сможете разойтись с инвестором.

Если вы все рассчитали правильно, то система заработает для вас как инновационный лифт. Если подъема нет — вы где-то просчитались.

Вам в помощь публикуем презентацию Алексея Филимонова целиком:
скачать pdf.