01 НОября 2019
Цифровая железная дорога: на Саммите «Большие вызовы» рассказали об умной логистике
Серию панельных дискуссий на саммите «Большие вызовы» продолжила тема цифровизации транспортной отрасли. О том, как сегодня создается единое цифровое транспортное пространство для пассажирских и грузовых перевозок, как делают эти перевозки более безопасными, удобными, доступными для людей и бизнеса, снижая издержки и расширяя экспортные и транзитные возможности, рассказали директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин, руководитель Центра управления и обеспечения безопасности движения АО «НИИАС» Павел Попов и генеральный директор Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем РЖД Денис Трошанов.
Цифровые технологии — это не далекое будущее, а то, что происходит с транспортной отраслью уже сегодня. Вкладываясь в информационные технологии на железной дороге, компании планируют повысить безопасность перевозок, улучшить логистику, удешевить техобслуживание и оптимизировать расписание.

По словам Евгения Чаркина, в транспортно-логистической крайне востребована технология блокчейн. Она позволяет мгновенно создавать и проверять транзакции, оптимизируя бизнес-процессы и снижая риски мошенничества, обеспечивает контроль и полную прозрачность для участников системы, реализует распространение информации в распределенной среде без единого оператора, автоматизирует выполнение смарт-контрактов и, наконец, гарантирует сверхвысокую степень защищенности базы, устойчивость системы к хакерским атакам.

«Пилотные проекты РЖД в этой области заключаются в создании единого информационного пространства, доверенной среды вагонного комплекса. В рамках одной блокчейн-платформы мы можем обеспечить контроль жизненного цикла вагонов и запчастей, а также удобно планировать подвод грузов (дорога-порт)», — отметил спикер.
Целевые показатели цифровой трансформации железнодорожного транспорта дают неплохую статистику. Например, доля электронных билетов в поездах дальнего следования сегодня составляет 70%, а услуги грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде, востребованы на 75%. Вместе с тем электронные документы при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки) оформляются в 90% случаев.

Свое видение будущего транспорта представил Павел Попов. Он презентовал проект поезда нового поколения — беспилотную «Ласточку», которая уже через несколько лет может начать курсировать по Московскому центральному кольцу. Работает она так же, как и ее собратья — быстро и почти бесшумно. Из особенностей — отсутствие машиниста в кабине. В придачу поезд обладает техническим зрением, которое в разы точнее человеческого глаза. Шесть камер «видят» в темноте и способны заметить даже небольшой объект на рельсах на расстоянии в полкилометра. Перед любым препятствием локомотив будет тормозить автоматически.

«Способность обнаруживать препятствия на пути на расстоянии большем, чем тормозной путь, — одно из важных преимуществ поезда, — объясняет Попов. — Он должен отвечать всем основным требованиям к беспилотной системе управления: обладать высокой автономностью и надежностью бортовых систем, оперативно реагировать на нештатные ситуации и уметь обнаруживать и распознавать неисправности инфраструктуры».
Сейчас введение беспилотников в эксплуатацию требует принятия новых нормативных актов, а сами поезда еще будут проходить испытания, но, согласно прогнозам, на линию они смогут выйти в ближайшие пару лет.

Выступление на пленарной сессии Дениса Трошанова — о востребовании Отраслевым центром разработки и внедрения информационных систем РЖД молодых перспективных специалистов. По его словам, сейчас ОЦРВ специализируется на больших данных, виртуальной реальности, искусственном интеллекте, технологиях блокчейн и предиктивной аналитике (прогнозирование будущего поведения объектов и субъектов с целью принятия оптимальных решений).

Многие из начинавших в ОЦРВ специалистов, говорит Трошанов, сегодня занимают руководящие позиции в известных компаниях IT-индустрии, некоторые сами стали владельцами своих компаний.

«ОЦРВ — достаточно крупная по российским меркам IT-компания, существующая более 20 лет: сейчас у нас 1000 человек, около 10 филиалов по стране, хороший бюджет, и если говорить о практике, то более 50% IT-систем РЖД было создано именно нашими сотрудниками. Мы не занимаемся интеграцией чужих продуктов, мы — разработчики исключительно своих решений, поэтому приходите, стажируйтесь, оставайтесь работать», — обратился спикер к студентам.
Также Денис Трошанов рассказал слушателям сессии о сотрудничестве Фонда «Талант и успех» и Отраслевого центра, отметив, что благодаря этому партнерству в Сочи открылся офис-филиал ОЦРВ, который занимается проектами, наиболее востребованными на рынке информационных технологий и решающими актуальные научно-прикладные задачи компаний-заказчиков.

В июле 2019 года на образовательной программе «Большие вызовы» школьники Сириуса под руководством специалистов ОЦРВ разрабатывали VR-симулятор для обучения работников железной дороги сортировке вагонов на путях. Специалист-сортировщик должен разбирать приходящие на станцию составы на вагоны и пересобирать их в новые составы вагонов с учетом целей следования, груза и места назначения. Обучение профессии сортировщика требует крупногабаритного оборудования. На реальных станциях обучать новичков небезопасно, а специально строить для них полноразмерные физические симуляторы очень дорого и долго. Продукт, созданный школьниками под руководством специалистов, — по сути, компьютерная игра в виртуальной реальности и позволяет обучаться рабочему навыку.