31 октября 2019
Пятеро студентов могут отправиться на стажировку в Росатом
30-31 октября специалисты Госкорпорации «Росатом» – одного из ключевых партнеров Саммита «Большие вызовы» – знакомили участников с работой своих ведущих инновационных подразделений и рассказывали, как в них попасть в качестве стажера или сотрудника.
Один из путей — победить в кейс-чемпионате Росатома. В соревновании приняли участие более 30 участников Саммита по направлению междисциплинарных исследований.

Для победы студентам было необходимо объединиться в команды с максимально широким набором компетенций. Как рассказывают сами участники, это оказалось интересным опытом совместной работы и коммуникации с коллегами из других областей знаний. Для некоторых такое разнообразие компетенций стало своего рода вызовом — нужно было быстро понять друг друга и достичь результата.
Задачи перед командами поставил Константин Гуторов, старший научный сотрудник Троицкого института инновационных и термоядерных исследований. Студентам нужно было предложить материалы и технологии для модификации функциональных элементов космических систем: ракетных двигателей, турбин, энергоустановок и модулей.

Победители чемпионата команда — «Благородный газ Аргон» — получили приглашение на прохождение стажировки в Троицком институте инновационных и термоядерных исследований. Ими стали пятеро студентов, в том числе из УрФУ и МФТИ.

«Мы должны были показать свои знания в области космической энергетики и предложить улучшения для транспортно-энергетического модуля (ТЭМ), разрабатываемого совместно НИКИЭТ, исследовательским центром Келдыша, РКК „Энергия“ и другими институтами и предприятиями. Это известный проект, работы по которому ведутся уже десять лет», — рассказала участница победившей команды, второкурсница Казанского технологического университета Дарья Апполонова.

Модуль создается в России с 2009 года как принципиально новое транспортное средство и часть ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, которая разрабатывается для доставки грузов на орбиту Луны, геостационарную орбиту, к планетам Солнечной системы, в том числе к Марсу.

Студенты решили, что для достижения результата лучше всего заменить рабочее тело модуля (вещество, выбрасываемое ракетой с целью получения импульса тяги) с газа ксенона на аргон. «Сейчас в качестве рабочего тела для ракетных двигателей используют ксенон. Но его запасы на Земле малы, — отметила Дарья. — Аргон же гораздо более распространен и считается перспективной альтернативой. Использование аргона особенно актуально в будущих межпланетных пилотируемых перелетах, когда потребуется большая масса рабочего тела на борту космического аппарата».
Команда предложила конструкторское решение для реального транспортно-энергетического модуля, — эксперты это оценили. «Другие команды, как мне кажется, были более оригинальны в своих идеях, но не проработали реализуемость проектов, а наша идея оказалась более реалистичной», — резюмировала второкурсница.

Тем временем участники направления «Искусственный интеллект и информационные технологии» слушали лекцию о цифровых продуктах Росатома. Специалист Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики Ирина Маношина — рассказала о пакете программ «ЛОГОС». Это программное обеспечение позволяет моделировать аэро-, гидро-, газодинамические процессы, турбулентное перемешивание, тепломассоперенос, прочность и деформацию материалов. А Научный сотрудник инжиниринговой компании «АСЭ» Александр Волков познакомил студентов с цифровой платформой MULTI-D, которая объединяет системы управления данными на различных стадиях жизненного цикла сложного инженерного объекта с целью оптимизации управления и сроков и стоимости его создания.
На панельной сессии представители дочерних организации Росатома (РФЯЦ — ВНИИЭФ, Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, АО «Гринатом», АО «Наука и инновации» и АО ИК «АСЭ») говорили о том, как талантливые студенты и аспиранты могут поучаствовать в глобальных научно-технологических проектах под руководством ведущих экспертов отрасли в рамках программ практик и стажировок.

Сегодня, 31 октября, выпускники Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ (а в настоящий момент — сотрудники АСЭ) рассказали участникам Саммита о том, как они «попали в цифровой инжиниринг» и об особенностях практико-ориентированного обучения в совместной образовательной программе АСЭ-МИФИ.