«От онлайн-пересдач до ориентирования в городе»: зачем нужна когнитивная психология?
Ведущие российские исследователи представили доклады о прикладной когнитивной психологии и нейронауке. Эксперты из Университета «Сириус», ИТМО, РАН, ТГУ и Яндекса общались со студентами в формате мини-симпозиума.
Один из докладов был посвящен вопросам онлайн-образования. По статистике РБК-трендов выручка российских образовательных платформ выросла на 87% по сравнению с прошлым годом.
Дмитрий Аббакумов, руководитель группы учебной и психометрической аналитики в Яндексе, изучал связь между пересмотром лекций и эффективностью пересдач.
Образовательные платформы вроде Сoursera рекомендуют студентам, которые не сдали экзамен, пересмотреть лекции для повторения. Д. Аббакумов решил изучить реакцию на подобный «совет» после того, как прочел «гневные» комментарии студентов на форумах. Научных данных об этом ранее не было. Между учеными вообще существовали настоящие дебаты, действительно ли повторение материала в принципе улучшает результаты пересдачи.
Дмитрий Аббакумов рассказал, что пересмотр лекций онлайн-курсов бывает неэффективным.
«Мы рассматривали каждое взаимодействие студента с задачей как противоборство двух армрестлеров: чем сложнее задача и слабее студент, тем выше вероятность дать неправильный ответ, и наоборот», — сказал Дмитрий Аббакумов.
На материале больших данных, выгруженных из онлайн курсов ученые показали, что у студентов, которые пересматривали лекции, удачных попыток решения задач было больше. Но не все так просто: это лишь среднее значение. На некоторые вопросы студент отвечал неверно даже после повторения — между просмотром лекций и продуктивностью обнаружили отрицательную связь. Эти исследования подтверждают, что образование должно быть индивидуализированным.
«Рекомендации для студентов нужно тщательно проверены», — подытожил Аббакумов.
Студенту МГУ Евгению Скребневу исследовательский вопрос этого доклада показался необычным.
«Даже за какой-то, на первый взгляд, незаметной мелочью может скрываться большая проблема, главное понять, что это вообще проблема», — отметил он.
Другой вопрос, связанный с образовательной средой, пустяковым можно назвать с трудом. Старший научный сотрудник НЦ когнитивных исследований Университета Сириус Максим Лиханов рассказал про эффект академического отчуждения.
Максим Лиханов выступил с докладом о пространственных способностях — они есть у каждого человека, но в разной мере.
«Если у школьника с высокими пространственными способностями потенциал никак не реализуется — произойдет потеря мотивации. Немного о самих способностях. Помните, как на уроках геометрии вы крутили фигуры в голове или пытались понять, какой предмет получится из развертки бумаги? Это пространственные способности малого масштаба. Они бывают и масштаба большого — например, ориентирование в городе. Большинство ученых сходятся во мнении, что все это одна способность, просто проявляется она в разных формах. А еще она очень важна для спектра дисциплин из STEM — науки, технологии, инженерии и математики. Раз вы пришли сегодня в этот кабинет, значит, пространственные способности у вас в какой-то мере есть», — шутит спикер.
О способностях сегодня говорили много.
«Ген — мозг — поведение: сможем ли мы понять эту связь?» — так звучала тема доклада ведущего научного сотрудника РАН Ольги Сысоевой, профессора магистерской программы «Уникальность развития: системное изучение человека в контексте образования и профессиональной деятельности» Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус». Например, влияет ли ген на уже упомянутые пространственные способности и ощущение времени или, может, наоборот? Еще 10 лет назад подобный вопрос вызвал бы недоумение: гены даны человеку изначально — как на них может что-то влиять? Но сейчас ответ не был бы столь однозначным: возможно, поведение связано не с тем геном-кандидатом, который тестируют, а совсем с другим, который взаимодействует с первым, — рассказала Ольга Сысоева.
«Мы наблюдаем внешнее развитие человека — а внутренние процессы часто идут параллельно и могут показать исследователям ложную взаимосвязь», — подчеркнула Сысоева.
«Если ранее причиной развития аутизма считался лишь наследственный фактор, то теперь, на фоне большого числа данных, полученных с помощью новых методов, список стали пополнять и негенетические причины», — отметил докладчик.
Образовательная среда форума подходит для кооперации не только студентов: ведущие российские специалисты тоже выступают совместно. Кандидат химических наук Михаил Курушкин и инженер МНЦ SCAMT Екатерина Галашева говорили о сложностях выявления химических способностей у школьников.
Екатерина Галашева связала тест Торренса и химические задачи — получился эффективный метод оценки способностей школьников.
Из 6 тыс. ребят, сдававших экзамен по химии, у 10% есть способности к этой дисциплине, при этом в «Сириус» попадает только 1%. Но как выявлять и сопровождать других талантливых учеников? Спикеры предложили вариант с тестом Торренса: на бумаге изображены какие-то элементы, рисунок нужно закончить самому. Если в итоге получалось что-то «химическое» — участников эксперимента включали в первую группу, если нет — во вторую, контрольную, а затем обеим предлагали решать тесты. Выяснилось, что люди без склонности к химии уставали от решения химических задач быстрее, чем те, у кого они были выявлены.
Когнитивная психология как прикладная наука позволяет решать множество повседневных проблем. Исправить «стереотипные» формулировки в онлайн-курсах, которые лишь мешают обучению, понять, почему у ребенка пропала мотивация, и даже увидеть в школьнике будущего ученого-химика — все это под силу специалистам данной сферы.