03 ноября 2019
Как ученому стать богаче: разбираемся в особенностях трансфера технологий
Построение системы управления как основы деятельности по коммерциализации в вузе и научной организации: такую тему представили на Саммите «Большие вызовы» специалисты Центра трансфера технологий (ЦТТ) МГУ имени М. В. Ломоносова Павел Рагозин и Александр Шумков.
Государственные лаборатории, научно-исследовательские институты, университеты озадачены прикладным технологическим использованием своих исследований. В этом смысле «подружить» науку и бизнес без применения схем трансфера технологий (процесса передачи знания и опыта, результатов исследований и разработок для какого-либо их использования), очень сложно. Механизм его работы прост: обеспечивать правовую охрану интеллектуальной собственности, а затем передавать лицензии на нее компаниям — как вновь созданным (стартапам), так и лидерам индустрии.

Иными словами, с помощью трансфера технологий можно расширять деятельность вуза или научной организации, привлекать первоклассных специалистов для работы в высокотехнологичных отраслях и, конечно, увеличивать привлекательность научной работы для молодежи, в том числе и с финансовой стороны.

1. Как работает ЦТТ

Процесс трансфера технологий проходит в несколько этапов. Начинается он с процедуры «Раскрытие технологии» (длится от одного дня до нескольких месяцев). По сути это документ, который описывается техническое решение достаточно детально и подробно, чтобы специалисты могли оценить его охраноспособность и коммерческий потенциал. В него обязательно включают сведения об авторах, которые внесли интеллектуальный вклад в ее создание. Затем начинается подготовка патентной заявки и ее подача в профильное ведомство. Следующий этап — маркетинг технологии.
2. Маркетинг (продвижение) технологии: коммуникации с бизнесом

Маркетинг технологии можно определить как процесс сбора и анализа информации о рынке и разработке стратегических бизнес-решений на основе собранных данных. Этот этап начинается с момента подачи патентной заявки и длится до 3 лет. За это время налаживаются контакты с компаниями, которые потенциально заинтересованы в продукте. Также Маркетинг технологии может предусматривать участие разработки на различных технологических экспозициях в рамках научных конференций и съездов, онлайн-выставках и в специализированных базах данных. При этом ценность продвигаемых изобретений и полезных моделей увеличивает их правовая охрана.

3. Система управления результатом интеллектуальной деятельности

Интеллектуальный продукт — это объект авторского и изобретательского права, включающий научно-технические разработки, научные произведения. Каждый РИД имеет сертификат происхождения и, являясь интеллектуальной собственностью организации, подразумевает под собой не только надежную правовую защиту, но и эффективное управление. Одним из ключевых условий развития является лицензирование. Практики и рекомендации по получению лицензии вузам и научным организациям может предоставить Центр трансфера технологий.
4. Лицензирование технологии

Во-первых, следует понимать: чем больше средств вкладывается в технологию для ее выхода на рынок, тем большей исключительностью она должна обладать. Компаниям или инвесторам она передается в рамках оформленной лицензии и в этом случае ученый получает ряд существенных выгод, например, лицензионные выплаты и внедрения технологии в индустрию. Система авторского вознаграждения от дохода на лицензирование предусматривает выплаты коллективу авторов, а также научному институту, на базе которого была разработана технология, и структурному подразделению, в котором создан РИД. Процент вознаграждения в каждой организации насчитывается по-разному.

5. Каким должен быть ЦТТ: показатели эффективности


Ассоциация, представляющая собой многофункциональную коммуникативную площадку и осуществляющая консультационную деятельность в области трансфера технологий, должна быть надежной. Хороший ЦТТ всегда готов предоставить статистику по итогам созданных и внедренных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и без труда взять на себя большинство функций работы с интеллектуальной собственностью, а также иметь большой опыт патентования и лицензирования и, конечно, разработки рекомендаций для научных и образовательных учреждений по управлению РИД.